F.A.Q.

Часто задаваемые вопросы

В стандарте MC ISO 9001: 2015 установлены требования к системе менеджмента качества компаний, желающих улучшить систему управления бизнесом и обеспечить удовлетворенность потребителей, внедрить систему управления рисками, или же подвести качество продуктов / услуг под ожидания целевой аудитории и нормативные требования законодательства. Среди основных эффектов можно отметить: — Повышение эффективности
Подобную оценку проводили в США. По результатам, 22% респондентов (топ-менеджеров или владельцев компаний, внедривших СМК) отметили рост качества продукции и оптимизацию процессов менеджмента. В 12% случаев отметили рост стабильности, качества производственных процессов и результата, снижение количества брака. 8,2% респондента отметили расширение объемов продаж, рост количества клиентов, а 7,6% – повышение доверия и удовлетворенности клиентов. Среди других преимуществ, за которые проголосовали опрашиваемые – сокращение затрат, сохранение стабильно высоких позиций в конкурентной нише, снижение количества проблемных ситуаций.
Цена зависит от стандарта (это может быть ИСО 9001, ИСО 14001, ХАССП (ИСО 22000) и любой дугой). Также, на цену влияет вид деятельности компании, сложность ее структуры, количество работников, наличие и количество филиалов, технологическая готовность к внедрению системы менеджмента. Все эти факторы влияют на плановое количество человеко дней, которые закладываются при составлении технического задания проекта.
Это согласованность действий, в различные сферах менеджмента (качество, безопасность, экология) которая приводит к лучшему результату бизнеса в целом. Это вовлеченность персонала в оптимизацию процессов работы компании, что снижает затраты на многие процессы, позволяет оптимизировать ресурсы, внедрить интегрированную систему менеджмента качества проще и быстрее. Это оптимизация управленческих процессов – и, как следствие, снижение количества несогласованных процессов, упрощение и общее снижение количества документооборота между подразделениями.
Это рост эффективности взаимодействия с клиентами – увеличение их количества, повышение качества обслуживания, возможность уйти от практики демпинга ради борьбы с конкурентами. Еще одно преимущество – создание цельной культуры производства, мотивирующей персонал работать качественно. Это экономит деньги компании. В целом после правильного внедрения системы менеджмента качества по стандарту ISO9001 повышается конкурентоспособность, а также инвестиционная привлекательность, растет лояльность среди клиентов и партнеров.
Первый этап – анализ текущей системы управления компанией. После него идет составление плана работ и распределение ответственности на этапе разработки. Второй этап – обучение специалистов и менеджеров, которые будут участвовать во внедрении СМК. Третий этап – проектирование системы менеджмента качества с подготовкой необходимой документации. После этого начинается внедрение СМК, а также обучение внутренних аудиторов. Следующий этап – консультационный (внутренний) аудит, по результатам которого определяется готовность компании к сертификации.
Внедрять систему менеджмента качества по стандарту ИСО9001 в ряде случаев нужно для соответствия государственным требованиям в отрасли или для соблюдения требований клиента. Крайне желательно внедрение СМК необходимо при выходе на новые рынки, при подачах заявок на тендеры, страховании и получении кредитов. Действующая система менеджмента снизит количество претензий со стороны контролирующих органов, повысит репутацию, оставит позади конкурентов, не имеющих работающих СМК и сертификатов соответствия.
На практике реален и тот, и другой вариант. Какой их них выбрать – стоит размышлять, отталкиваясь от вопросов наличия в штате специалистов по разработке и внедрению системы менеджмента качества, экономии, ожидаемого результата, характеристик компании. Практика показывает, что привлечение консультантов позволяет существенно сэкономить время и повысить качество разработки системы менеджмента.
Наличие сертификата ИСО9001 необходимо компаниям, экспортирующим продукцию на западные рынки, участвующим в тендерах. Важно понимать, что сертификат ISO 9001 – это не просто «бумажка», дающая определенные конкурентные преимущества. Это – результат внедренной и эффективно действующей в компании СМК. Это значит, что процессы закупки, производства, логистики, планирования оптимизированы и проходят безошибочно. Размер компании при этом не важен.
Самый точный способ – расчет по А. Фейгенбауму. Все затраты нужно поделить на те, что идут на «соответствие» (внедрение и поддержание системы менеджмента качества), а также «несоответствие» (исправление потерь из-за брака). Первая категория затрат – это обучение и подготовка персонала, аудит, обслуживание оборудования, контроль поставщиков и другие мероприятия. Вторая категория – это цена пришедших в негодность материалов, себестоимость простоя из-за поломок либо некачественного сырья, судебные издержки потеря клиентов и другое. Разница между этими затратами определяет материальную эффективность внедрения СМК по стандарту ИСО.
Качество готового продукта напрямую зависит от соответствия требованиям технических условий, ДСТУ или ТУ. Что касается ISO – он позволяет оптимизировать процессы снабжения, логистики и хранения сырья/готовой продукции, ремонта, а также обслуживания клиентов, оборудования, планирования, менеджмента (управления персоналом). Это в итоге прямо и косвенно влияет на качество готового продукта, качество сервиса.
Внедрение действительно эффективной СМК в крупных компаниях требует серьезной проработки, больших усилий и затрат времени. Объективно говоря, очень далеко не все крупные предприятия в Украине действительно добились идеальных результатов при внедрении действующей СМК. В ряде случаев это либо имитация, созданная для сертификации (масса документов и решений «на бумаге», на деле не работающих), либо перегибы на местах, с созданием крупных отделов качества, поглощающих много ресурсов компании. При внедрении системы менеджмента важен симбиоз профессионализма консультанта и сотрудников предприятия.
В каждой компании будут актуальны свои критерии. В целом это снижение количества управленческих уровней, рост инвестиционной стоимости предприятия, снижение издержек до 40%, снижение времени поставок, что повышает вероятность выполнить заказы своевременно, на 5-50%, снижение издержек в пределах 10-40%. Кроме того, это снятие управленческой нагрузки с топ менеджмента, создание прозрачной и легко управляемой системы, акценты на достижении стратегических целей, эффективная система мотивации персонала, оптимизация документооборота и многое другое.
Система управления рисками нужна для достижения управленческих целей компании. Например, на ее основе можно строить системы управленческой стратегии и контроля. Система строится на всестороннем анализе комплекса рисков, их идентификации и создании механизмов контроля. Это делается системно, чтобы охватить все виды рисков, классифицировать их. Избежание рисков приводит к минимизации потерь и более эффективной реализации управленческих решений.